Разные учеты – разные цели?

Разные учеты – разные цели?

Сегодня среди российских компаний нечасто встречается ведение не единого учета, а двух его видов – бухгалтерского и управленческого. Связано это с тем, что бухгалтерский учет в основном предназначается для сдачи налоговой отчетности. Выполняет он и другие функции, большинство из которых в основном сводится к обеспечению законности бизнеса. Именно поэтому бухучет становится обязательным и единственным – руководители предприятий часто считают, что бухгалтерской отчетности, в принципе, хватает для понимания состояния компании.

Однако руководство предприятия нуждается и в предоставлении информации несколько другого плана. Основанием для принятия эффективных управленческих решений не могут служить только документы, подготовленные для государственных органов. Как правило, они отражают только конечные результаты, а руководство нуждается и в промежуточной информации, и в итогах работы различных подразделений компании, и в других данных, которые не имеют отношения к бухгалтерии и традиционно отражаются в управленческом учете. 

Единая методология управленческого учета, конечно же, не может быть разработана: каждая фирма нуждается в индивидуальном подходе. Но в основу методологии часто ложатся другие учетные и аналитические системы.
 
В качестве одного из базовых компонентов берут данные бухгалтерского учета, а также финансовый учет.
Еще одной базовой платформой для внедрения управленческого учета может стать система сбалансированных показателей (BSC) – если она внедрена на предприятии. Эта система позволяет строить четкие корреляции между стратегическими целями компании и оперативной корректировкой плана развития. Результаты оцениваются по основным показателям эффективности. На сегодняшний день более 70% крупнейших компаний мира, по версии газеты Financial Times, пользуются этой простой и эффективной технологией.  
 
Могут ли бухгалтерский, финансовый и управленческий учет быть взаимозаменяемыми?
Вряд ли. Каждая из этих систем учета преследует свои цели. Если поместить эти цели в таблицу с колонками «Поставленная цель», «Показатель» (по которому отслеживается достижение цели), «Источник информации» и «Периодичность отслеживания», то можно увидеть эту разницу наглядно.
 
К примеру, если за цель взять повышение квалификации сотрудников, то как основной показатель разумнее взять результаты аттестации, источником информации о которых послужит соответствующий документ, а периодичность определяется по желанию руководства.
Другой пример: цель – увеличить прибыль предприятия. Показатель – чистая прибыль, источник – документы финансовой отчетности, единица периодичности – квартал. 
 
Между финансовым/бухгалтерским и управленческим учетами много общего, но все же это совершенно разные виды сбора и обработки информации. К примеру, такие понятия как «неявные затраты» и «внутренние цены на продукты и услуги» существуют только в управленческом учете и не используются в бухгалтерском.
При сравнении трех видов учета (бухгалтерский, по МСФО и управленческий) можно отметить следующие главные «точки расхождения».
 
1.  Пользователи, которым предоставляется полученная информация. Бухгалтерский учет предоставляет документы и сведения государственным органам, учет по МСФО пригодится для потенциальных инвесторов и зарубежных партнеров, а управленческий учет «направлен внутрь» и осуществляется для собственников и топ-менеджеров предприятия.            

2. Кардинально разнится нормативная база. Бухгалтерский учет осуществляется по государственным нормативным актам, база по МСФО разработана международными организациями, а управленческий учет внутри предприятия регламентируется исключительно собственной учетной политикой фирмы.

3.  Могут быть и различия в учитываемой валюте. Учетной единицей бухгалтерской отчетности в России является рубль, стандарт учета по МСФО – доллар или евро, а управленческий учет на предприятии может основываться как в принятой денежной валюте, так и во внутренних условных единицах.
 
Таким образом, чем больше информации собирают и обрабатывают ваши системы отчетности, тем больше приборов навигации в распоряжении топ-менеджеров компании, а значит – тем больше шансов выбирать и придерживаться оптимального курса.