Как изменятся методологии аудита в будущем

Как изменятся методологии аудита в будущем

21.06.2017

Алан Андерсон (Alan W. Anderson), CPA, основатель ACCOUNTability Plus LLC, считает, что вместо вопроса “Как будет выглядеть аудиторская компания в будущем?” правильнее спрашивать “Что будут аудировать в будущем”?

Сегодняшний аудит – это довольно часто гонка сломя голову от планирования к сбору данных и подписанию заключения. По мнению Андерсона, это стало настолько походить на механические упражнения по заполнению форм и проставлению галочек, что те, кто предпочитает хоть иногда пускать в ход свою голову, просто разочаровываются и уходят. На конференции AICPA ENGAGE в Лас-Вегасе у него было выступление по теме аудиторских компаний будущего, но еще до него ему удалось обрисовать основные идеи по ходу телефонного интервью изданию Journal of Accountancy.

Аудиторские методологии – считает эксперт – обязаны измениться со временем. Базовая методология ведь остается, по сути, неизменной вот уже десятилетия. Сегодня аудиторы в основном просто переводят в электронную форму того, что они делали до сих пор с помощью бумаги и ручки, и это нельзя назвать существенными переменами. В будущем аудиторы смогут делиться со своими клиентами более глубокими представлениями о бизнесе, и вот это уже будет эволюцией.

“Если фирма не использует вообще никаких знаний для того, чтобы делиться своим видением бизнеса, ничего удивительного что аудит воспринимают как обычный товар. Ну какую ценность может иметь 24 марта 2017 года финансовая отчетность, составленная на 31 декабря 2016?” – удивляется эксперт. В аудите будущего – считает он – будет и время, и место для глубокого анализа, который не только представляет реальную стоимость для клиента, но и ведет к более качественной аудиторской проверке.


Виртуальный аудит

Виртуальный аудит перевернет практику с ног на голову. Работу, обычно выполняемую “в поле”, будут проделывать в офисе. Вместо того чтобы ездить к клиенту, аудиторы будут проводить рутинную проверку финансовой документации своих клиентов, загруженной на специальный безопасный портал, удаленно из своего офиса. После завершения рутинных задач руководители аудиторских групп, конечно, навестят своих клиентов для работы, требующей вынесения суждений, постановки дополнительных вопросов и подведения итогов.

По мнению Андерсена, существуют две модели проведения той части работы, что выполняется в офисе. Во-первых, это командный подход, где сотрудники направляются как какой-то один аудиторский случай за раз и работают вместе в офисе как команда.
Вторая модель – это такой “сервисный центр”: сотрудников направляют на выполнение какой-то конкретной задачи, которая нужна для аудиторских проверок сразу нескольких клиентов. В этом случае сотрудникам даже необязательно быть дипломированными специалистами аудита – достаточно просто уметь работать со счетами.


Непрерывный аудит

Непрерывный аудит предполагает постоянный мониторинг в течение всего финансового года, чтобы убедиться, что все транзакции правильно фиксируются и находят свое отражение в отчетности. Балансовый отчет – не более чем “якорь” на конец каждого периода.

Некоторые компании уже сейчас применяют данный подход, проводя небольшие ежеквартальные аудиты. В чем-то это может быть даже полезным, поскольку загруженность работой в течение года получается более равномерной, без всех этих “авралов” в разгар сезона проверок. Особо много сотрудников таким компаниям не нужно, а тем, что у них уже трудятся, даже не приходится перерабатывать. С этой моделью почти идеально комбинировать описанный выше виртуальный аудит.

Ошибки и расхождения быстро корректируются – это лучше, чем исправлять в конце года, спустя несколько месяцев после транзакции. Клиенты всегда остаются в курсе событий. Есть и еще один плюс: постоянная работа бок-о-бок с клиентом означает, что аудиторская фирма получает очень хорошее представление о бизнесе.


Методы анализа данных

Андерсон считает, что анализ данных вообще будет лежать в основе аудита будущего. Сегодняшние технологии уже позволяют аудиторам отслеживать транзакции клиента и определять ключевые тренды. Например, если клиент ранее оплачивал заказы вовремя, а сегодня у него случилась десятидневная задержка оплаты, это может быть очень весомым аргументом в пользу возможного дефолта.

Не стоит, впрочем, путать анализ данных с аналитическими обзорами. Процедура аналитического обзора предполагает изучение данных клиента в агрегированном состоянии, чтобы определить тренды в целом – например, отследить изменения в оборачиваемости запасов. А методы анализа данных заточены под детали отдельных транзакций, чтобы отследить ту же оборачиваемость запасов, но уже по каждому покупателю у компании-клиента.


Вперед в будущее

По мнению эксперта, ключ ко всему – это научиться эффективному информационному обмену и работать с клиентами на удаленной основе. Это ведь не просто виртуальный аудит, а грамотное использование технологий, которые готовят вашу организацию к будущему – “потому что в аудите будущего, с искусственным интеллектом и аналитикой многое из этого вот “проставления галочек” будет выполняться удаленно”, добавляет Андерсен.

Использование технологий позволит делать более глубокие обзоры по компаниям-клиентам, но это уже сейчас потребует инициативы со стороны руководства аудиторских компаний, поскольку нужно будет поменять устоявшиеся за годы привычки и корпоративную культуру. Впрочем, если клиенты будут довольны, оно того определено стоит.

Источник: GAAP.RU