Ценообразование: что сколько стоит?

Ценообразование: что сколько стоит?

Правильно выбранная цена на товар или услугу является одним из определяющих факторов успеха любого предприятия. И чтобы установить ее, требуется учитывать целый набор параметров, начиная от себестоимости продукции и заканчивая потребительскими интересами.

Главной целью ценообразования является создание мотивированной и своевременной ценовой реакции, которая обеспечит максимальные объемы продаж.
В целом политика предприятия должна быть направлена на удовлетворение потребностей покупателя. Она отражает все цели и задачи, формируя общие принципы работы. В зависимости от рыночных обстоятельств или поставленных целей формируется конкретная цена, основанная на одном из множества методов ценообразования.
Перед тем, как принять окончательное решение, менеджер должен рассмотреть все возможные варианты расчета цены на товар или услугу.

 

Контроль ценообразования

Предприятие, торгующее товарами или услугами, должно постоянно анализировать собственные методы ценообразования и контролировать их. Не анализируя ценообразование, практически невозможно предложить конкурентоспособную цену на рынке. Следует изучить все факторы, которые в разной степени влияют на нее: цены, количество разновидностей и качество конкурентной продукции, издержки, логистика.
Кроме того, необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует существенных затрат, как трудовых, так и материальных.

 

Какую политику ценообразования выбрать?

Определение политики ценообразования предприятия индивидуально, и зависит от ряда факторов. Выбирая цену для товара или услуги, менеджер должен задать себе вопросы:
 

  • Какую цену может заплатить наш потребитель за предлагаемый товар или услугу?
  • Какие последствия повлечет за собой изменение цены?
  • Какие факторы больше всего влияют на издержки?
  • Насколько сильна конкуренция в нашем сегменте рынка?
  • Какова минимальная (безубыточная) цена на предлагаемый товар или услугу?
  • Насколько высокие скидки можно предложить потребителю?
  • Насколько сильно повлияют на цену дополнительные сервисы (например, бесплатная доставка на дом)?

Ответив на вышеперечисленные вопросы, менеджер сможет четко выделить все определяющие факторы ценообразования, и сформировать оптимальную цену на товар или услугу.
Однако перед тем, как сделать окончательный выбор, управляющий персонал должен четко определить главные цели и задачи предприятия. Чем четче и понятнее цель, тем проще установить цену. Такими целями могут быть:

  • Максимизация прибыли;
  • Увеличение объемов сбыта;
  • Увеличение доли рынка;
  • Завоевание рынка в результате повышения качества продукции;
  • Обеспечение выживаемости на рынке;
  • «Снятие сливок».

Понятно, что в каждый момент времени для предприятия в той или иной степени важны все вышеперечисленные цели, но очень важно определить их приоритетность в соответствие существующей ситуации. Время от времени приоритеты можно и нужно пересматривать – как и политику ценообразования в целом.

 

Основные методы ценообразования

Затратный метод (метод издержек)

В качестве отправной точки данного метода используют затраты на производство товара или услуги, то есть себестоимость предлагаемой продукции. Этот метод применяется наиболее часто, так как имеет ряд преимуществ:

  • Простые методы расчета;
  • Данный метод считается справедливым к покупателю (покупатель возвращает деньги, потраченные на производство и трудовые затраты);
  • Гарантированный уровень прибыльности.

Главный минус такого метода – слабая ориентация на внешнюю рыночную ситуацию.

Следование за конкурентом

Этот метод также довольно прост – предприятие повторяет стратегию, тактику и ценовые характеристики более мощного и опытного конкурента. Получив информацию о конкурентных ценах и качестве их продукции, можно сориентироваться в рынке и определиться, стоит ли завышать или занижать цену на свою продукцию.

Ориентация на спрос

Данный метод используют крупные предприятия, которые могут себе позволить создание маркетингового отдела с квалифицированным и опытным персоналом, который сможет провести все необходимые рыночные исследования.

В современной экономике, на развитых рынках, для создания адекватной и успешной системы ценообразования необходимо в той или ной мере совмещать все три метода, учитывая и внутреннюю ситуацию на предприятии (себестоимость производства товара или услуги), и конкурентную среду, и уровень ожиданий и возможностей потребителей.


Безусловно, здесь мы упомянули только о самых общих схемах ценообразования. Чтобы получить более подробные знания или заказать экспертную консультацию по вопросам ценообразования – позвоните нам по телефону +7 (495) 41-14-911 или напишите на info@cibest.ru. Будем рады вам помочь!